При рассмотрении режима дня во время каникул, необходимо постараться не отклоняться от основных временных фаз установленного распорядка дня. Это – время приёма пищи, время дневного отдыха, время физических занятий, время нахождения за компьютером и время ночного сна. Грамотно организованный день школьника на каникулах быстро приносит положительные изменения в его настроении и самочувствии, способствует укреплению и улучшению состояния здоровья. Но для этого, родители должны принять самое активное участие в каждодневном выполнении режима дня школьника на каникулах, чтобы отдых не превратился в лень и вседозволенность.
В течение всего года с момента пробуждения и до позднего вечера школьники находились в рамках установленного режима. Режим дня – это устоявшиеся каждодневные привычные действия. Но от любой привычки, даже очень полезной, может наступить усталость, поэтому и необходим отдых от режима в период летних каникул. Но в тоже время, необходимо постараться придерживаться привычного распорядка дня и во время летнего отдыха.
Учитывая физиологические требования, ни в коем случае нельзя отодвигать время приёма пищи и время ночного сна. Это важные требования к организации летнего отдыха и оздоровления детей независимо от возраста. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна.
Свободное время на каникулах необходимо органично распределять между активной физической деятельностью, хозяйственными делами и занятиями по интересам.
Сегодня, опасность заражения новой коронавирусной инфекцией, изменила многое в жизни школьников и их родителей.
В каникулы, в рамках ограничительных мер, когда отменены все спортивные и массовые мероприятия, организация двигательной активности школьников приобретает огромное значение. Дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3 - 3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребенка и прогулкам на свежем воздухе. Физиологическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 17-22 тысячи движений в сутки. Большинство детей реализуют только 60-70 % этой потребности. В настоящее время, ребенок вынужденно, по причине введения ограничительных мер, в 2 раза снижает свою двигательную активность, что в свою очередь приводит к нарушению работы органов пищеварения, снижению мышечной массы тела, нарушению сна. Всё свободное от занятий время дети проводят в положении сидя, перед монитором компьютера или планшета, а это самое неблагоприятное положение, которое ведёт к нарушению осанки. При положении сидя, центр тяжести, который находится в области таза, уже через 10-20 мин приводит к рефлекторному снижению тонуса мышц разгибателей спины, формированию кифотической и вялой осанки. На сегодня, дети вынуждены проводить в этом положении в 4-5 раз больше времени, что в свою очередь превышает физиологическую норму времени нахождения детей в вынужденной позе.
Как показали опросы школьников и наблюдения специалистов, находясь в режиме вынужденных ограничительных мер, ребёнок не гуляет, не читает, не занимается домашними делами – он просто перемещается от телевизора к компьютеру, и наоборот. Недостаток общей и специальной развивающей двигательной активности ребенка приводят к вынужденной гипокинезии. В данной ситуации особенно важно участие родителей, которые по возможности могут организовать активный отдых детей с помощью тренажёров, спортивных комплексов и интересных гимнастических упражнений с мячом, скакалкой или с «хула-хупом». Для старшеклассников мотивацией занятиями утренней гимнастикой и физическими упражнениями может стать совершенствование их внешности.
В силу создавшихся обстоятельств, все учащиеся без исключения, даже школьники начальных классов, регулярно выходят в Интернет. Для многих подростков общение с компьютером стало одной из самых привлекательных сфер, где проходит общение, обучение и основное времяпровождение. Но вместе с этим чудом технического прогресса пришли и негативные факторы, которые сказываются на здоровье не наилучшим образом. Поэтому каждый родитель должен понимать, что бесконтрольное времяпровождение за компьютером или ноутбуком может привести к серьёзным негативным последствиям и проблемам со здоровьем ребёнка независимо от его возраста. Это не значит, что нельзя совсем не подходить к телевизору и компьютеру. Всё должно быть разумно.
Если ребёнок с детства сидит у экрана, а родитель занят своими делами, то потом можно пенять только на себя. Должны быть совместные игры и занятия. Прямая осанка, зрение, здоровые суставы и хорошее кровоснабжение – это еще не полный список того, с чем придется попрощаться, если проводить за компьютером все рабочее и свободное время. При организации рабочего места школьника дома, предпочтение следует отдавать компьютерам, оснащённым жидкокристаллическим монитором, с размером экрана по диагонали не менее 31 см.
Другим важным объектом эргономической оптимизации является устройство ввода информации – клавиатура. Прежде всего, клавиатура не должна быть жёстко связана с монитором, что позволяет обеспечивать безопасную зрительную дистанцию – расстояние от глаз пользователя до монитора. Выполнение этого требования особенно актуально, если речь идёт о начальной школе. Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Чтобы минимизировать вредное воздействие компьютера на человека, необходимо соблюдать все рекомендации по работе с компьютером и ноутбуком и не проводить за экраном все свое время. Совсем отказаться от него не выйдет, да и не нужно, так как это возможность обучения, всестороннего развития и источник необходимой информации. Но дозировать пребывание за компьютером вам и вашему ребёнку - однозначно не помешает.
Чтобы предотвратить или приостановить развитие негативных последствий, родители должны придерживаться следующих рекомендаций:
- Соблюдать режим дня, в котором для занятий на компьютере или ноутбуке отводится чётко ограниченное время;
- Обеспечить правильную посадку школьнику и приобрести стул с поясничной поддержкой;
- Делать перерывы на протяжении занятий с обязательным проветриванием помещения. Во время перерывов выполнять простые физические упражнения, делать гимнастику для глаз. Составлять распорядок таким образом, чтобы учащиеся старших классов не сидели за компьютером более двух часов подряд.
Непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: для детей 6-10 лет- 15 мин; для детей 10-13 лет – 20 мин; старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин). Оптимальное количество занятий в течение дня: для детей 6-10 лет– 1 занятие; для детей 10-13 лет – 2 занятия;
Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в тёмном, а в хорошо освещённом помещении. Помещения с компьютерами должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Рабочие места с компьютерами по отношению к световым проёмам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал на экран сбоку, преимущественно слева.
Немаловажное значение в период каникул, как для детей младших классов, так и для старшеклассников, имеет значение продолжительность ночного сна. Примерные нормы ночного сна для школьников составляют: 1 - 4 классов – 10, 0 - 10,5 часа, 5 - 7 классов - 10,5 часа, 6 - 9 классов - 9 - 9,5 часа, 10 - 11 классов - 8 - 9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Как показали исследования, несвоевременный отход ко сну приводит к ежедневному недосыпанию детей от 1,5 часов до получаса.
Режим дня приучает ребёнка к дисциплине, когда он самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых знает что подошло время обеда, отдыха или сна. Распорядок дня формирует у ребёнка полезные привычки, которые впоследствии помогут ему рационально использовать личное время, распределяя силы на отдых, физическую активность и полезный труд.